Методика проведения экскурсий
Экскурсии возникли в конце 18 - начале 19 вв., как метод обучения, способствующий развитию наблюдательности навыков самостоятельной работы у учащихся. В течение 19 в. экскурсии постепенно становятся органической частью учебного процесса в школе. Экскурсия представляет собой наглядный процесс познание окружающего мира. Любая экскурсия - это целенаправленный, заранее запрограммированный процесс восприятия окружающего мира, построенный на слиянии зрительных, слуховых и других впечатлений. В практике проведения экскурсий существуют различные виды показа объектов. Методика проведения каждой конкретной экскурсии должна строиться с учетом того вида показа, который используется в этой экскурсии. Любая экскурсия стоится на активном взаимодействии экскурсанта и объекта. Основные функции экскурсии: o Получение информации, o Расширение культурного кругозора, o Формирование интересов. Эффективность экскурсии зависит от того, насколько понятно излагается материал, насколько по своему содержанию он доступен для данной аудитории. При подготовке к экскурсии педагог определяет ее содержание и конкретизирует задачи, выбирает объект, тщательно знакомится с ним сам и решает вопрос о руководстве экскурсией. Экскурсию может проводить сам педагог или экскурсовод (инженер, бригадир и др.), получивший инструктаж. При этом педагог остается организатором и руководителем познавательной деятельности детей на протяжении всей экскурсии. В плане проведения экскурсии должны отмечаться этапы работы (беседа, наблюдения, обобщения учителя, обработка материала), перечень объектов наблюдения и материалов, которые должны быть собраны, необходимое оснащение и оборудование, распределение времени по этапам, форма организации учащихся (фронтальная, групповая или индивидуальная). Методика проведения экскурсии зависит от темы, дидактической цели, возраста учащихся, их развития, а также от объекта экскурсии. Каждая экскурсия включает такие способы ознакомления учащихся с объектом, как разъяснение, беседа, наглядный показ, самостоятельная работа по плану – наблюдение, составление соответствующих схем, зарисовок, сбор наглядно-иллюстративного материала и т.д. Успех любой экскурсии зависит от тщательности ее подготовки учителем или учителями (если экскурсия является комплексной). Большое значение при подготовке проведения экскурсии имеет готовность самих учащихся. Она заключается в четкой постановке перед учащимися целей, которые должны быть достигнуты ими в ходе экскурсии и в последующей обработке собранного материала; формулирование общих и индивидуальных заданий; информирование учащихся о способах ведения записей, зарисовок, фотографирования, звукозаписей с экскурсоводом во время экскурсии, об использовании знании по тем или другим характеристикам объекта экскурсии на уроках по смежным предметам. План экскурсии разрабатывается, как правило, учителем, но с привлечением к этой работе и самих учащихся. В ходе работы над планом распределяются обязанности между учащимися по наблюдению, выбор необходимого снаряжения для успешного сбора материалов экскурсии (блокноты, карандаши, коробочки для сбора образцов, измерительные приборы, инструменты, фотоаппараты, кинокамеры и т. п.). Перед выходом на экскурсию проводится вступительная беседа, уточняются задания, определяются формы, порядок, сроки проведения экскурсии, время, отводимое на экскурсию, и материалы, документы отчетности, оговариваются порядок, вопросы дисциплины во время экскурсии (для младших школьников). Особое внимание в ходе этой беседы уделяется правилам поведения и техники безопасности. Время, отводимое для проведения экскурсии, колеблется от 40-45 минут до 2-2,5 часов. В этот промежуток не входит время, затрачиваемое учащимися на дорогу. Оно определяется характером объекта экскурсии, ее целью и содержанием и, конечно, возрастом учащихся. Однако какова бы ни была продолжительность, качество ее зависит от умения учителя, экскурсовода возбудить активность учащихся, заинтересовать их содержанием экскурсии, поставить перед ними серию проблемных вопросов, ответы на которые можно получить, лишь включившись в активную поисково-познавательную деятельность. Во время экскурсии ученики делают записи, зарисовки, фотографии, чертежи и т. п. Заканчивается экскурсия итоговой беседой, в ходе которой учитель совместно с учащимися обобщает, систематизирует увиденное и услышанное, включает его в общую систему; выделяет самое существенное из увиденного, выявляет впечатления и предварительные оценки учащихся; оценивает знания, приобретенные учащимися во время экскурсии; намечает творческие задания для них и т. п. Таким образом, успех экскурсии зависит от тщательности ее подготовки. Учитель должен заранее продумать каждую деталь, а также провести необходимую работу с учениками, чтобы во время проведения экскурсии ученики были максимально задействованы и заинтересованы. Для достижения наибольшей эффективности и пользы не менее важен и заключительный этап, подведение итогов, осмысление, которые чаще всего выражаются в творческой работе.
Этапы экскурсии I этап. Эмоциональное и поэтическое восприятие окружающего мира - важный этап в развитии познавательного интереса учащихся к природе. При исследовании природных объектов необходимо научить школьников пользоваться всеми органами чувств: слухом, зрением, обонянием, осязанием, вкусом. Под руководством учителя учащийся овладевает приемами непосредственного наблюдения. Ребенок развивает в себе способность воспринимать окружающий мир не со стороны, а изнутри, исследовать его через собственное взаимодействие с ним. К словесным и абстрактным образам ученик приходит через конкретно-чувственное, а к словесно-логическому образу - через наглядно-образное восприятие природы. Отсюда главными задачами I этапа экскурсии являются следующие: o обучение ребенка видеть, слышать, чувствовать прекрасное, наблюдая природу; o обогащение речи, развитие активного словаря учащихся; o развитие творческого воображения, фантазии; o подготовка к самостоятельным наблюдениям; o разрушение барьера эстетической глухоты и черствости ко всему живому; o осознание детьми себя как соучастников происходящих природных явлений, уважающих права остальных обитателей этого мира; o оценка детьми своих поступков в природе. Начиная с I этапа экскурсии детям предлагаются задания на осмысление многосторонней ценности природы как источника материальных и духовных сил общества, каждого человека: - гуманистическая ценность - мотив доброты; - эстетическая - мотив красоты; - познавательная - мотив знаний; - санитарно-гигиеническая - мотив здоровья; - экономическая ценность - мотив пользы. Для приобретения знаний о нормах и правилах поведения каждого человека в природе, умения предвидеть последствия своих поступков дети на экскурсии выполняют ситуативные задания, а иногда сами оказываются в ситуации выбора действий по оказанию практической помощи и планированию последующих действий. Знания же, направленные на усвоение идей, понятий, научных фактов в природе, включаются только на II этапе. II этап. По заданию учителя проводятся групповые и индивидуальные наблюдения-исследования (до 10 минут) конкретных природных явлений и объектов. Они помогут выяснить характерные и вариативные (существенные и несущественные) признаки экологических или других биологических явлений. III этап. Обобщение сведений, полученных в ходе самостоятельной работы: раскрытие связей объектов с окружающим миром, прогнозирование последствий нарушения их в природе. При создании электронного атласа природы Николаевского района экскурсии проводятся при сборе фотоинформации, так как основная текстовая информация будет получена из литературы, справочников и Интернета. Этапы: • подготовительный • этап непосредственного проведения • заключительный этап подведения итогов экскурсии Цель экскурсий: фотографирование отдельных растений и животных, пейзажей Николаевского района. Тип экскурсии: природоведческая. Подготовительный этап: определение цели и места проведения экскурсии, составление маршрута, предварительный обход маршрута. Проведение экскурсии: организованный выход на место, вступительное слово о целях, плане работы, передвижение от объекта к объекту; инструктаж по технике безопасности в дикой природе. Заключительный этап: рефлексия – какие трудности в определении растений, как избежать трудностей, оценивание своей деятельности
|