Ошибки при работе с проектом
Всё новое – это хорошо забытое старое. Пожалуй, этой фразой можно охарактеризовать и метод проектов. И сколь бы хорошо не был он описан в разных источниках, учимся мы, как правило, на своих ошибках. Вот и нам хотелось бы попытаться предостеречь других от наших ошибок. Самая большая, на наш взгляд ошибка - опасность переоценить результат проекта и недооценить его процесс. Иначе невозможно четко разделить обязанности между участниками проекта, отследить выполнение отдельных задач. Хотим предупредить и о других ошибках, которые могут возникнуть при работе над проектом, большим или маленьким: упрощение и банальная трактовка проекта в качестве некоего алгоритма, автоматически ведущего к развитию творческой личности, так как сама по себе реализация проектов, особенно если это происходит «массово», не решает про¬блем развития творческого мышления, не создает мотивации к учению, не при¬вивает навыков самообразования и саморазвития косность, которая может проявиться в том, что метод учебных проектов будет рассматриваться в качестве единственного средства обучения. Это невер¬но, так как необходимо рациональное сочетание всех имеющихся средств и ме¬тодов обучения. И только высокая профессиональная подготовка учителя позво¬ляет расширить перспективу и результативность проектного метода; преувеличенный оптимизм, учитывающий исключительно новые пози¬тивные возможности, открываемые методом проектов, так как в этом случае су¬ществует опасность «успокоиться» и перестать искать новые идеи, перспективы и возможности развития метода учебных проектов. Одна из особенностей проектов — недостаточная ясность всего перечня работ, которые предстоит выполнить в ходе проекта. Безусловно, начиная проект, следует стремиться к как можно более четкому и ясному пониманию структуры работ по проекту. Но, как показывает практика, есть моменты, относящиеся, как правило, к тактическим задачам, которые не могут быть оценены и спланированы однозначным образом до начало проекта. Отсюда вытекает другая особенность — так называемое «управление изменениями» в ходе проекта. Это означает, что каждый последующий этап довольно сильно зависит от результатов предыдущего. Результаты каждого этапа должны оцениваться и анализироваться, а результаты анализа — использоваться для корректировки плана последующих этапов. Но зачастую план проекта составляется лишь формально или отсутствует вообще — в этом случае успех проекта весьма проблематичен.
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей.
|