Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые: формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении; развивали бы общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные; формировали бы не просто умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности; были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся; реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью. Метод обучения ( от греч. слова metodos – “путь к чему-либо”) означает способ достижения цели определенным образом упорядоченную деятельность. Методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности учителя и обучаемых; деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития. Особенность методов обучения заключается, прежде всего, в формировании знаний, умений и навыков учебно-познавательной деятельности учащихся. Ученическое проектирование становится популярной формой организации творческой активности учащихся в образовательных учреждениях различного уровня. В пользу его применения педагоги находят многочисленные и самые разнообразные аргументы. Ученическое проектирование получает известность как универсальное средство решения различных проблем образования. Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого – в создании условий для самостоятельного освоения школьниками учебного материала, во включении учащихся в процесс преобразовательной деятельности от идеи до ее практической реализации. Однако для успешного осуществления проектной деятельности в учебном процессе требуется серьезная подготовка учителя к планированию и организации учебного и внеклассного проектирования, создание дидактического, методического и материально-технического обеспечения. Существует большое количество классификаций, делящих все проекты на группы. Мы придерживаемся следующей: o Практико-ориентированный проект, который нацелен на социальные интересы самих участников или внешнего заказчика. o Исследовательский проект (например: “История моей семьи”, “Мониторинг реки Патхи”), который напоминает подлинно научное исследование. o Информационный проект “Курение и его опасность”, “История географических открытий”, “Поэма как литературный жанр”), который направлен на сбор информации об объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. o Творческий проект (это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видео- и слайдфильмы и т.п.) Наш проект «GeoNike» относится у типу групповых проектов и имеет ряд преимуществ над индивидуальными. На протяжении проекта у его участников: □ Формируются навыки сотрудничества. □ Проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне. □ Каждый этап работы имеет своего ситуативного лидера, и, наоборот, каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, наиболее активно включен в определенный этап работы. □ В рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения. Этот соревновательный элемент повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта. В групповом проекте происходит и формирование общеучебных умений и навыков: - Рефлексивных. - Поисковых (исследовательских). - Навыков оценочной самостоятельности. - Умений и навыков работы в сотрудничестве. - Коммуникативных умений. - Презентационных умений и навыков. По результатам нашей проектной деятельности мы выделили несколько условий, которые показались нам необходимыми для успешной реализации проекта. 1. Профессионализм учителя, знание им особенностей проектной методики, осознание широких возможностей развития учащихся в процессе проектной деятельности. 2. Обучение учащихся и овладение ими технологиями проектной деятельности (умение определять цель, задачи, видеть предмет исследования, определять гипотезу, планировать собственную деятельность и своих товарищей). Способность четко, систематически выполнять спланированную работу, что является непременным условием для развития школьников, участвующих в реализации проекта, при достижении цели проекта. 3. Стремление учащихся участвовать в работе над проектом; определенный уровень владения знаниями по предмету и общеучебными интеллектуальными умениями. 4. Начатую совместную работу учителя и учащихся по проекту следует доводить до конца, поэтапно согласуя ее промежуточные результаты с учителем. Для четкой и своевременной реализации проекта нами был разработан примерный план работы по проекту в школе, который выглядит следующим образом. План работы над проектом: 1. Подготовительный этап 2. Основной этап (процесс обучения) 3. Заключительный этап. На подготовительном этапе было выполнено следующее: 1. Обсуждены вопросы, связанные с проведением проекта, использованием домашних компьютеров, доступа к Интернету и пр.; 2. Составлен список необходимого оборудования (фотокамера, сканер, компьютер, компьютерные программы для обработки изображений – Adobe Photoshop, Microsoft Office Picture Manager, Windows Bitmap image, PhotoShaman). 3. Составлен план-график использования компьютерного класса. 4. Подготовлены необходимые книги (справочники, энциклопедии) и электронные материалы, сформирована подборка веб-сайтов по теме проекта. 5. Проведены подготовительные занятия с участниками проекта. В процессе работы над проектом: 1. Предварительно просмотрен собранный учащимися материал (фото, тексты, карты), дать рекомендации по дальнейшей работе. 2. Организовано выполнение учащимися самостоятельных мини-исследований и поисковых заданий учителя по теме проекта. На заключительном этапе работы по проекту планируется: 1. Разослать благодарности всем, кто помогал в проведении проекта. 2. Удалить ненужные файлы со школьного компьютера. 3. Вернуть оборудование, книги. 4. Организовать презентацию итогов проекта для руководства школы, школьного совета, родительского комитета и пр. 5. Наградить отличившихся учеников грамотами. 6. Продумать план следующих работ на основе проведенного анализа, учесть накопленный опыт. Такой четко структурированный план помогает не только четкому выполнению самого проекта, но и «наведению порядка» в головах и действиях его участников. Когда ясно, что нужно делать, работать становится гораздо проще, и становится меньше тех, кому нечем заняться. Конечно, любой из пунктов плана может быть пересмотрен, какие-то пункты исключены или, наоборот, добавлены. План деятельности по проекту должен составляться совместно с участниками проекта, и поэтому существует разнообразие составляющих план задач. Еще раз хочется заметить, что проектная деятельность школьников при изучении своего региона, края, района станет более эффективным, чем в нынешнем массовом опыте, средством развития познавательного интереса, комплекса информационных и проективных умений, развитию умения применять усвоенные знания в практической деятельности и повседневной жизни, если при ее организации будут соблюдаться следующие условия: наличие социально или личностно значимой проблемы каждого учебного проекта; ориентация деятельности школьников по выполнению проекта на получение результата, имеющего практическую или теоретическую значимость; поэтапное выполнение проекта; осуществление промежуточной и итоговой диагностики результатов работы над проектом в единстве его содержательной и деятельностной составляющих; презентация хода и результатов выполнения учебного проекта. Таким образом, при построении проектной деятельности в образовательном процессе важно: - чтобы тема проекта, была на самом деле интересной для ученика и совпадающей с кругом интереса учителя; - хорошее осознание учеником сути проблемы, иначе весь ход поиска ее решения будет бессмыслен, даже если он будет проведен учителем безукоризненно правильно; - организация хода работы над раскрытием проблемы проекта во взаимоответственности и взаимопомощи учителя и ученика друг перед другом; - раскрытие проблемы в первую очередь должно приносить что-то новое ученику. Практичность проектной деятельности выражается, на наш взгляд, в ее не формальном («для галочки») характере, в соответствии направления деятельности индивидуальности и желаниям учащегося. Проектирование - процесс, требующий от автора серьезных усилий, интеллектуальных, временных, физических и другого типа вложений. Это деятельность, требующая принятия на себя ответственности, что не может не вызывать напряжения.
|