Четверг, 25.04.2024, 00:29
Приветствую Вас Гость | RSS

GEONIK атлас природы

Учителю

Главная » Файлы » Методика

Как создавался Geonik
27.01.2009, 15:19
Проектная деятельность: плюсы и минусы

В современной педагогике метод проектов рассматривают как одну из личностно ориентированных технологий обучения, интегрирующую в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики. Таким образом, на рубеже XX–XXI вв. метод проектов понимается не только как один из способов организации взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся («метод обучения»), но и как целостная «педагогическая технология», которая: а) предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования и проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов; б) включает в себя обоснованную систему приемов и форм деятельности учителя и учащихся на различных этапах реализации учебного проекта, сформулированные критерии оценки результатов этой деятельности; в) применяется при изучении разных школьных предметов в образовательных учреждениях различного типа.
Обучение проектному методу наряду с передачей ученикам определенной суммы знаний и умений формирует навыки самостоятельного их добывания с помощью новейших учебных технологий и форм организации учебного процесса. В настоящее время конечный результат обучения это не столько сумма приобретенных знаний, сколько умение применять их на практике.
Под проектной деятельностью мы будем понимать учебно-познавательную активность школьников, основанную на мотивационном достижении сознательно поставленной цели по созданию творческого продукта через выполнение последовательных (алгоритмизированных) действий с обязательной презентацией результата. 
Проектная деятельность в классно-урочной системе образования позволяет развить творческое мышление и сформировать исследовательские навыки, а также дает базовые знания, предметные умения, которые можно рассматривать как ресурс для формирования исследовательской деятельности. Проектная деятельность, наряду с оптимизацией учебного процесса, предполагает развитие самостоятельного мышления, умения добывать информацию, прогнозировать, принимать нестандартные решения. Метод проектов позволяет органично интегрировать знания из разных областей и применять их на практике, генерируя при этом новые идеи. Проектная деятельность – это одна из технологий воспитания мотивированных детей.
Старшеклассники, работая над проектами, овладевают методами научной творческой работы, принимают участие в экспериментах и исследованиях, что позволяет им почувствовать уверенность в себе, ощутить радость успеха. Все это отвечает познавательно – развивающим и обучающим, воспитательным и социально – адаптационным функциям концепции образования.
Меняется роль учителя. Из всеведущего, непререкаемого наставника он постепенно превращается в компетентного коллегу, старшего партнера по исследованиям и разработки проекта, в квалифицированного эксперта – консультанта, инициатора интересных начинаний, бросившего вызов сообразительности, изобретательности и творческой фантазии учеников. В такой роли выступать не легко, и к ней нужно предметно готовиться. Еще один шаг на пути создания творческого проекта — потребность и возможность работать над собственными (интересными учащемуся) задачами, спектр которых очень велик. Сталкиваясь на практике с тем, что многие исследовательские задачи для учащихся ставятся не с идеей развития личности ученика посредством исследования, а решения каких-то «социально-значимых» или «актуальных для науки» проблем, мы видим, что во многих подобных случаях ни ребенку это не интересно и бесполезно, ни социуму и науке это непонятно зачем нужно. Большая социальная значимость мною видится в том случае, когда мотив проведения исследования является внутренней потребностью ученика, а проблема, которую он раскрывает – субъективно интересна и значима для него.
Технология проектной деятельности школьников включает в себя совокупность исследовательских, поисковых методов, творческих по самой своей сути.
Проектная деятельность школьников при изучении географии станет более эффективным, чем в нынешнем массовом опыте, средством развития познавательного интереса, комплекса информационных и проективных умений, будет способствовать формированию знаний о единстве географических процессов, развитию умения применять усвоенные знания в практической деятельности и повседневной жизни, если при ее организации будут соблюдаться следующие условия: 
а) наличие социально или личностно значимой проблемы каждого учебного проекта; 
б) ориентация деятельности школьников по выполнению проекта на получение результата, имеющего практическую или теоретическую значимость; 
в) выбор темы проекта, структурирование его содержательной части с ориентацией на интеграцию знаний из различных курсов географии; 
г) поэтапное выполнение проекта; 
д) осуществление промежуточной и итоговой диагностики результатов работы над проектом в единстве его содержательной и деятельностной составляющих; 
е) презентация хода и результатов выполнения учебного проекта.
В процедуре выполнения учебного проекта, в том числе и по географии, специалистами, как правило, выделяются следующие этапы, различающиеся по целям, содержанию и приемам деятельности учителя и учащихся: 
1) ориентировочный (организационно-подготовительный); 
2) исполнительный (поисковый); 
3) контрольный, или заключительный.
Таким образом, при построении проектной деятельности в образовательном процессе важно:
- чтобы тема проекта, была на самом деле интересной для ученика и совпадающей с кругом интереса учителя;
- хорошее осознание учеником сути проблемы, иначе весь ход поиска ее решения будет бессмыслен, даже если он будет проведен учителем безукоризненно правильно; 
- организация хода работы над раскрытием проблемы проекта во взаимоответственности и взаимопомощи учителя и ученика друг перед другом; 
- раскрытие проблемы в первую очередь должно приносить что-то новое ученику.
Из всего сказанного можно сделать следующий вывод: максимальный учет истинных, а не липовых интересов школьников, является важнейшим фактором, делающим обучение более эффективным и приятным. Этот фактор существенен вообще, но особенно критичен в нынешних условиях острого дефицита социального ресурса, когда скромные силы отечественной педагогики могут быть напрасно потрачены на бессмысленную борьбу со вполне нормальными интересами и потребностями учащихся
Признано, что при оценивании результатов проектной деятельности целесообразно руководствоваться тремя группами критериев: 
1) степенью решения образовательных, развивающих и воспитательных задач обучения по данной теме школьного курса (с учетом типа проекта); 
2) степенью овладения проектными умениями целеполагания и осуществления деятельности, презентации ее хода и результатов; 
3) уровнем сформированности у учащихся общеучебных умений – способности участвовать в диалоге, действовать коллективно, соблюдать ролевые позиции внутри группы и др.
В процессе проектной деятельности важно отслеживать уровень сформированности проективных умений школьников (проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, проведение исследования, презентация хода и результатов деятельности на основе подготовленного материала, самоанализ и рефлексия).
Ориентация деятельности школьников по выполнению учебного проекта на получение результата, имеющего практическую и/или теоретическую значимость, обеспечивается с помощью беседы учителя и учащихся о перспективах применения результатов их деятельности, а также с помощью приема «мозгового штурма». Проведение занятий в форме конференций, круглых столов, участие школьников в научно-практических конференциях позволяют продемонстрировать обучаемым, а также их товарищам по классу и школе, членам их семьи значимость проектной деятельности, возможность применения приобретенного опыта выполнения учебных проектов в повседневной жизни, при изучении других учебных предметов.
Последовательное выполнение проекта с помощью предложенных учителем и переработанных учащимися памяток, алгоритмов деятельности выводит осуществление проекта на более высокий организационный уровень. Освоив образец работы над проектом, школьники могут самостоятельно планировать свою деятельность, составлять план действий при изучении других предметов и в жизненных ситуациях.
Обязательно проводить промежуточную и итоговую диагностики проектной деятельности, что обеспечивается в результате комментирования оценки, поставленной учеником своим одноклассникам и себе самому за осуществление проекта. Словесное оценивание результата труда можно трансформировать и в цветовую гамму (цветные жетоны, обозначающие определенную оценку работы проектантов). Для систематического оценивания деятельности, отслеживания уровня полученных в результате осуществления проекта знаний и умений привлекаются разработанные учителем и дополненные учащимися алгоритмы самооценки сформированности умений в работе над проектом, рейтинговой оценки работы над проектом, а также оценка деятельности проектных групп, полученных знаний и умений школьников внешним (независимым) экспертом. Важная роль в промежуточной диагностике отводится наблюдению учителя за каждым членом проектной группы, контакту с лидерами групп, а также индивидуальным и групповым консультациям учащихся, в ходе которых каждый участник проектной деятельности отчитывается перед группой и учителем о результатах выполненной работы. 
Презентация хода и результатов учебного проекта – еще одно условие формирования проектной деятельности – возможна путем проведения учебных занятий в различных формах: конференция, суд, заседание «круглого стола», театрализованное представление, участие школьников с докладами на научно-практических конференциях, их выступления с продуктами труда, полученными в результате осуществления проекта. Презентация результатов может быть осуществлена также в форме школьного географического вечера, видеофильма, слайдпрограммы, фотовыставки, компьютерной презентации, выставки реального и виртуального музея и т. п.
Сложности, с которыми наиболее часто встречаются учителя в процессе формирования проектной деятельности школьников – это нехватка учебного времени на выполнение проектов, вследствие чего исполнительный этап нередко полностью переносится во внеурочную деятельность, отсутствие разработанных критериев и инструментария оценивания учебных достижений школьников. Типичным недостатком в организации проектной деятельности можно считать преобладание внимания к внешней форме «продукта проекта», форме презентации в ущерб работе с предметным содержанием. 
Эффективность формирования проектной деятельности школьников достигается при наличии комплекса следующих педагогических условий: 
- наличие социально и/или личностно значимой проблемы каждого учебного проекта; 
- ориентация деятельности школьников по выполнению учебного проекта на получение результата, имеющего практическую и/или теоретическую значимость; 
- выбор темы учебного проекта, структурирование его содержательной части с ориентацией на единство разных уровней протекания географических процессов, и, следовательно, на интеграцию знаний из различных курсов географии; 
- поэтапное выполнение учебного проекта; 
- осуществление промежуточной и итоговой диагностики результатов работы над проектом в единстве содержательной и деятельностной составляющих; презентация хода и результатов учебного проекта.
Реализация метода проектов требует адекватной формы организации образовательного процесса. Метод проектов можно применять в сочетании классно-урочной системы с дополнительным образованием. Выполняя практико-ориентировочный проект, учащиеся достигают поставленной цели средствами различных предметных областей учебного плана, а также информаций и технологий, выходящих за его приделы, поэтому работа над проектом не может быть организована только в рамках урока.
Современная школа признана формировать и развивать умения находить, выявлять, четко формулировать и отыскивать приемлемые решения многим проблемам. И все это легко увязать с проектной деятельностью. Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность в учебном процессе. 
Новая форма организации обучения обеспечивает систему действенных обратных связей, способствует развитию личности не только обучающихся, но и педагогов, принимающих участие в проектной деятельности. Предоставляет им новые возможности совершенствования профессионального мастерства, дальнейшего углубления педагогического сотрудничества, что, в конечном счете, способствует оптимизации учебного процесса и повышает эффективность обучения.
Гуманистический смысл проектного обучения состоит в развитии творческого потенциала обучающихся. Школьники с большим увлечением выполняют именно ту деятельность, которая выбрана ими самими. Проектная деятельность способствует преобразованию процесса обучения в процессе самообучения, позволяет каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного. Проектный метод обучения, в сочетании с традиционным, является действенным элементом в организации самостоятельной работы учеников.
 Метод проектов требует от учителя высокого мастерства, умения работать по ситуации, одновременно организовывать и направлять различные виды деятельности детей, в совершен¬стве владеть проектной технологией, основные этапы которой изложены в на¬шей работе. 

Есть пословица, ясно выражающая сущность проектного метода обучения:
 
«Расскажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, сделай вместе со мной - и я научусь»




Категория: Методика | Добавил: Olga
Просмотров: 2305 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Категории раздела
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0