В соответствии с моделью педагогики развития основу содержания и структуру школьной географии составляет дидактический принцип личностно ориентированного обучения. Он требует при обучении исходить из индивидуальных особенностей учащихся по восприятию и осмыслению научных и прикладных знаний и умений. Обучение географии наряду с передачей ученикам определенной суммы знаний и умений формирует навыки самостоятельного их добывания с помощью новейших учебных технологий и форм организации учебного процесса. В настоящее время конечный результат обучения это не столько сумма приобретенных знаний, сколько умение применять их на практике. Школьная география занимает активную позицию в педагогике развития. Ее уникальное положение в современной системе образования, где она играет роль «мостика» между естественными и общественными науками, предоставляет ей огромные возможности. Интересы общества и географической науки находятся в неразрывной связи со школой, определяют новые идеи для модернизации географического образования. В связи с этим школьная география призвана обеспечить решение следующих задач: • Востребованность результатов обучения в жизни. • Личностную ориентацию и деятельностный характер обучения. •Реализацию проектной деятельности в структуре индивидуальной образовательной траектории учащихся. •Практическое освоение проектно-исследовательскими и коммуникативными методами. •Формирование ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач и т.д. Таким образом, осуществляется переход от информационной модели обучения к деятельной и личностно ориентированной моделям, от школы памяти к школе мышления и действия, который позволит сформировать новые подходы к пониманию значимости школьной географии. В географии заложены огромные возможности для применения новых технологий. Одна из таких технологий – проектная деятельность. Проектная деятельность, наряду с оптимизацией учебного процесса, предполагает развитие самостоятельного мышления, умения добывать информацию, прогнозировать, принимать нестандартные решения. Метод проектов позволяет органично интегрировать знания из разных областей и применять их на практике, генерируя при этом новые идеи. Проектная деятельность – это одна из технологий воспитания мотивированных детей. Старшеклассники, работая над проектами, овладевают методами научной творческой работы, принимают участие в экспериментах и исследованиях, что позволяет им почувствовать уверенность в себе, ощутить радость успеха. Все это отвечает познавательно – развивающим и обучающим, воспитательным и социально – адаптационным функциям концепции образования. Меняется роль учителя. Из всеведущего, непререкаемого наставника он постепенно превращается в компетентного коллегу, старшего партнера по исследованиям и разработки проекта, в квалифицированного эксперта – консультанта, инициатора интересных начинаний, бросившего вызов сообразительности, изобретательности и творческой фантазии учеников. В такой роли выступать не легко, и к ней нужно предметно готовиться. Современная школа признана формировать и развивать умения находить, выявлять, четко формулировать и отыскивать приемлемые решения многим проблемам. И один из путей решения этого – проектная деятельность. Низкий интерес учащихся к предметам регионального цикла, который был выявлен в практической работе и отсутствие самостоятельной исследовательской деятельности учащихся в рамках регионального и школьного компонента явились основными причинами возникновения этого проекта. Задачи проекта четко определены на каждом этапе, имеют теоретическую и практическую значимость, как для педагогов, так и для учащихся. Посредством разнообразных видов деятельности, предусмотренных в проекте, формируется самостоятельная исследовательская деятельность учащихся, повышается их ИКТ-компетентность, интерес к изучаемому предмету. Все эти факторы основываются на Концепции модернизации образования и способствуют формированию компетентностного похода уч-ся к учебной деятельности. Результаты данного проекта имеют методическую, теоретическую и практическую значимость, и могут использоваться не только в учебном процессе, но и в воспитательной деятельности педагогов района. Актуальность проекта: низкий интерес уч-ся к предметам регионального цикла; недостаточное оснащение уроков материалами региональной направленности при сопровождении предметов регионального и школьного компонентов учебного плана (география); отсутствие коллекции учебных объектов, поддерживающей самостоятельную исследовательскую проектную форму работы школьников. Проект – разновозрастной и его целевая аудитория - учащиеся 6 -11 класса. Основная цель проекта: Осуществление проектной деятельности по созданию цифрового географического атласа и коллекции материалов по природе Николаевского района. Деятельность учителя заключена в организации проектной деятельности учащихся (планирование, контроль с целью помощи). Деятельность учащихся сводится к нескольким этапам, осуществляемым при помощи педагога. Одной из задач проекта является развитие интереса к истории своего района, к его природе. Проект способствует развитию географического мышления, умения работать с дополнительной литературой, выполнять простые картографические работы; здесь формируется умение критически мыслить, анализировать новую информацию, сопоставлять и делать выводы. Работа в проекте построена на нескольких подходах: географическом, экологическом, историческом. Одним из планируемых результатов курса является развитие социально-психологической сферы личности, то есть развитие коммуникативных качеств, проявляющихся в условиях взаимодействия с другими людьми. Методика создания электронного атласа природы при изучении регионального компонента в школе позволяет не только создать цифровой ресурс силами учащихся, но и способствует формированию у учащихся навыков исследовательской и проектной работы, развитию интереса к своей малой родине, расширению кругозора. Кроме того, процесс создания, информационного наполнения ресурса - это не только решение проблемы информационного обеспечения, создания единого пространства по основным направлениям фундаментальных исследований, но и формирование информационной культуры. Цель, поставленная перед учащимися: накопление информации о природе Николаевского района и представление её в электронном виде для дальнейшего использования на уроках регионального цикла в разных классах.
Учащиеся собирают информацию о природе Николаевского района по разделам: 1. История (история развития района, символика, знаменитые люди) 2. География (географическое положение, рельеф и полезные ископаемые, климат, внутренние воды, растительный и животный мир, охраняемые территории района). Для сбора информации используются разнообразные ресурсы, как печатные, так и электронные. Собранную информацию представляют в электронном виде в соответствии с требованиями. За весь период работы происходит сбор фотоинформации, которая затем обрабатывается и делится на альбомы «Времена года», «Царство Фауны», «Царство Флоры», «Пейзажи Нижнеамурья». Используя фотографии и накопленную информацию, создают электронные страницы, посвященные природе Николаевского района. Готовый электронный атлас можно использовать для демонстрации наглядного материала на уроках биологии и географии и на внеклассных занятиях, посвященных району. Наиболее целесообразна внеклассная работа по сбору информации и ее обработке, хотя некоторые ее моменты возможно реализовать и в урочной деятельности (например, оцифровку фотографий на уроках информатики в старших классах). В результате деятельности по проекту учащиеся приобретают определенные знания, умения, навыки. Знают: • Историю формирования Николаевского района, историю возникновения флага и герба, их геральдический смысл. • Основные особенности природы Николаевского района, его географическое положение. Умеют: • Давать краткую характеристику географическим объектам • Фотографировать объекты • Доказывать свою точку зрения, представлять результаты своего труда • Использовать различные источники информации • Систематизировать, классифицировать информацию • Сравнивать, анализировать, делать выводы • Повышают уровень информационной культуры через анализ собственной деятельности и деятельности товарищей Приобретают навык • самостоятельной творческой деятельности • коммуникативные навыки при работе в группе • способность оценивать себя и товарищей
|