Пятница, 19.04.2024, 12:04
Приветствую Вас Гость | RSS

GEONIK атлас природы

Учителю

Главная » Файлы » Методика

Как создавался Geonik
27.01.2009, 15:17
В соответствии с моделью педагогики развития основу содержания и структуру школьной географии составляет дидактический принцип личностно ориентированного обучения. Он требует при обучении исходить из индивидуальных особенностей учащихся по восприятию и осмыслению научных и прикладных знаний и умений. Обучение географии наряду с передачей ученикам определенной суммы знаний и умений формирует навыки самостоятельного их добывания с помощью новейших учебных технологий и форм организации учебного процесса. В настоящее время конечный результат обучения это не столько сумма приобретенных знаний, сколько умение применять их на практике. Школьная география занимает активную позицию в педагогике развития. Ее уникальное положение в современной системе образования, где она играет роль «мостика» между естественными и общественными науками, предоставляет ей огромные возможности.
Интересы общества и географической науки находятся в неразрывной связи со школой, определяют новые идеи для модернизации географического образования. В связи с этим школьная география призвана обеспечить решение следующих задач:
• Востребованность результатов обучения в жизни.
• Личностную ориентацию и деятельностный характер обучения.
•Реализацию проектной деятельности в структуре индивидуальной образовательной траектории учащихся.
•Практическое освоение проектно-исследовательскими и коммуникативными методами.
•Формирование ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач и т.д.
Таким образом, осуществляется переход от информационной модели обучения к деятельной и личностно ориентированной моделям, от школы памяти к школе мышления и действия, который позволит сформировать новые подходы к пониманию значимости школьной географии.
В географии заложены огромные возможности для применения новых технологий. Одна из таких технологий – проектная деятельность.
Проектная деятельность, наряду с оптимизацией учебного процесса, предполагает развитие самостоятельного мышления, умения добывать информацию, прогнозировать, принимать нестандартные решения. Метод проектов позволяет органично интегрировать знания из разных областей и применять их на практике, генерируя при этом новые идеи. Проектная деятельность – это одна из технологий воспитания мотивированных детей.
Старшеклассники, работая над проектами, овладевают методами научной творческой работы, принимают участие в экспериментах и исследованиях, что позволяет им почувствовать уверенность в себе, ощутить радость успеха. Все это отвечает познавательно – развивающим и обучающим, воспитательным и социально – адаптационным функциям концепции образования.
Меняется роль учителя. Из всеведущего, непререкаемого наставника он постепенно превращается в компетентного коллегу, старшего партнера по исследованиям и разработки проекта, в квалифицированного эксперта – консультанта, инициатора интересных начинаний, бросившего вызов сообразительности, изобретательности и творческой фантазии учеников. В такой роли выступать не легко, и к ней нужно предметно готовиться.
Современная школа признана формировать и развивать умения находить, выявлять, четко формулировать и отыскивать приемлемые решения многим проблемам. И один из путей решения этого – проектная деятельность.
Низкий интерес учащихся к предметам регионального цикла, который был выявлен в практической работе и отсутствие самостоятельной исследовательской деятельности учащихся в рамках регионального и школьного компонента явились основными причинами возникновения этого проекта. 
Задачи проекта четко определены на каждом этапе, имеют теоретическую и практическую значимость, как для педагогов, так и для учащихся. 
Посредством разнообразных видов деятельности, предусмотренных в проекте, формируется самостоятельная исследовательская деятельность учащихся, повышается их ИКТ-компетентность, интерес к изучаемому предмету. Все эти факторы основываются на Концепции модернизации образования и способствуют формированию компетентностного похода уч-ся к учебной деятельности. Результаты данного проекта имеют методическую, теоретическую и практическую значимость, и могут использоваться не только в учебном процессе, но и в воспитательной деятельности педагогов района. 
Актуальность проекта:
 низкий интерес уч-ся к предметам регионального цикла; 
 недостаточное оснащение уроков материалами региональной направленности при сопровождении предметов регионального и школьного компонентов учебного плана (география); 
 отсутствие коллекции учебных объектов, поддерживающей самостоятельную исследовательскую проектную форму работы школьников. 
Проект – разновозрастной и его целевая аудитория - учащиеся 6 -11 класса. 
Основная цель проекта:
Осуществление проектной деятельности по созданию цифрового географического атласа и коллекции материалов по природе Николаевского района.
Деятельность учителя заключена в организации проектной деятельности учащихся (планирование, контроль с целью помощи). 
Деятельность учащихся сводится к нескольким этапам, осуществляемым при помощи педагога.
Одной из задач проекта является развитие интереса к истории своего района, к его природе.
Проект способствует развитию географического мышления, умения работать с дополнительной литературой, выполнять простые картографические работы; здесь формируется умение критически мыслить, анализировать новую информацию, сопоставлять и делать выводы.
 Работа в проекте построена на нескольких подходах: географическом, экологическом, историческом. 
Одним из планируемых результатов курса является развитие социально-психологической сферы личности, то есть развитие коммуникативных качеств, проявляющихся в условиях взаимодействия с другими людьми. 
Методика создания электронного атласа природы при изучении регионального компонента в школе позволяет не только создать цифровой ресурс силами учащихся, но и способствует формированию у учащихся навыков исследовательской и проектной работы, развитию интереса к своей малой родине, расширению кругозора. Кроме того, процесс создания, информационного наполнения ресурса - это не только решение проблемы информационного обеспечения, создания единого пространства по основным направлениям фундаментальных исследований, но и формирование информационной культуры.
Цель, поставленная перед учащимися: накопление информации о природе Николаевского района и представление её в электронном виде для дальнейшего использования на уроках регионального цикла в разных классах.

Учащиеся собирают информацию о природе Николаевского района по разделам: 
1. История (история развития района, символика, знаменитые люди)
2. География (географическое положение, рельеф и полезные ископаемые, климат, внутренние воды, растительный и животный мир, охраняемые территории района).
Для сбора информации используются разнообразные ресурсы, как печатные, так и электронные. Собранную информацию представляют в электронном виде в соответствии с требованиями. За весь период работы происходит сбор фотоинформации, которая затем обрабатывается и делится на альбомы «Времена года», «Царство Фауны», «Царство Флоры», «Пейзажи Нижнеамурья». Используя фотографии и накопленную информацию, создают электронные страницы, посвященные природе Николаевского района. Готовый электронный атлас можно использовать для демонстрации наглядного материала на уроках биологии и географии и на внеклассных занятиях, посвященных району. 
Наиболее целесообразна внеклассная работа по сбору информации и ее обработке, хотя некоторые ее моменты возможно реализовать и в урочной деятельности (например, оцифровку фотографий на уроках информатики в старших классах).
В результате деятельности по проекту учащиеся приобретают определенные знания, умения, навыки.
Знают:
• Историю формирования Николаевского района, историю возникновения флага и герба, их геральдический смысл.
• Основные особенности природы Николаевского района, его географическое положение.
Умеют:
• Давать краткую характеристику географическим объектам
• Фотографировать объекты
• Доказывать свою точку зрения, представлять результаты своего труда
• Использовать различные источники информации
• Систематизировать, классифицировать информацию
• Сравнивать, анализировать, делать выводы
• Повышают уровень информационной культуры через анализ собственной деятельности и деятельности товарищей
Приобретают навык 
• самостоятельной творческой деятельности
• коммуникативные навыки при работе в группе
• способность оценивать себя и товарищей


Категория: Методика | Добавил: Olga
Просмотров: 636 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Категории раздела
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0